The news is by your side.

Американский военный самолет Lockheed F-117 Nighthawk

0 0

История авиации ведает множество примеров диковинных летательных аппаратов, которые в то или иное время всходили в воздух. Как правило, это были экспериментальные модели, плоды творческих поисков инженеров, какие так и не смогли покинуть стены конструкторских бюро и не пошли в серию. Но есть в этом правиле и малочисленные исключения.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk имеет так необычную форму и внешний вид, что легко бы победил в конкурсе на самый диковинный летательный аппарат, если подобный когда-нибудь проводился. «Ночной ястреб» весьма напоминает экспонат, украденный из музея кубизма.

Машина эта во многом примечательна, F-117 Nighthawk – первоначальный серийный самолет, созданный с использованием «стелс-технологий». Другими словами, «Ночной ястреб» имеет так низкую заметность для радаров противника, что его часто называют «самолетом-невидимкой». Но это название вяще для прессы. Американские пилоты (особенно те, кто летал на нем) дали Lockheed F-117 Nighthawk совершенно другое название: Wobblin’ Goblin, что дословно можно перевести, как «хромой гоблин». Это нелестное кличка недвусмысленно показывает отношение пилотов к летным характеристикам F-117 Nighthawk.

Lockheed F-117 Nighthawk – это одноместный ударный аэроплан, предназначенный для проникновения в тыл противника и нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток и при любой погоде. По замыслу разработчиков, технология «стелс» должна была провести вражескую систему ПВО. «Ночной ястреб» предназначался для ударов по важным объектам противника: штабам, аэродромам, узлам связи и объектам ПВО.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

F-117 Nighthawk поспел повоевать, он участвовал в нескольких конфликтах. Всего успели выпустить 64 самолета, стоимость одной колы составляет более 100 млн долларов.

Можно сказать, что на этом самолете прошла обкатка технологии «стелс», особенно это касается отработки этой технологии при серийном производстве. Может быть, собственно по этой причине машина получилась настолько неоднозначной.

История создания

Прежде чем описывать историю создания F-117 Nighthawk, вытекает сказать несколько слов об обозначении этого самолета. В американской военной авиации литера «F» применяется для обозначения истребителей или их прототипов. Как она попала в аббревиатуру «Ночного ястреба», какой по своим аэродинамическим характеристикам совсем не годится в истребители – неизвестно.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

F-117 – это ударный аэроплан, который разрабатывался для выполнения функций тактического бомбардировщика или штурмовика. Те авторы, какие пишут о «стелс-истребителе» F-117, очень далеки от темы или плохо знают эту машину.

Заинтересованность к снижению заметности летательных аппаратов для радаров противника (технология «стелс») возник у военных США после того, как американские пилоты побывали во вьетнамских «ракетных джунглях». Снижение заметности аэропланов для РЛС считалось одним из перспективных направлений увеличения их живучести, работы по программе «Стелс» завязались в 1965 году. Хотя, интерес к снижению заметности летательных аппаратов показался у военных еще во времена появления первых радиолокационных станций.

F-117 можно наименовать «самолетом-невидимкой» второго поколения, к первому стоит отнести SR-71 – знаменитый стратегический агент Холодной войны. Эта машина эксплуатировалась на высочайших скоростях, которые раскаляли корпус на несколько сотен градусов, так что добиться рослого уровня незаметности не получилось, но результаты конструкторы получили довольно неплохие.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

В 1977 году в американском военном ведомстве был создан комитет Xcom, в задачи какого входило практическое применение технологий невидимости. Было санкционировано начало трех программ в этом курсе: Senior Prom (разработка крылатой ракеты-невидимки), ATB (в будущем она приведет к созданию стратегического бомбовоза В-2) и Senior Trend, благодаря которой и появится F-117.

Разработка нового самолета была возложена компании Lockheed Martin. Трехзначный номер обычно присваивали сверхсекретным аэропланам, так что все работы велись в глубокой тайне. Контракт с производителем был подписан 16 ноября 1978 года. Пентагон поставил перед инженерами компании задачу снизить все характеристики самолета, какие демаскируют его. Заказчика интересовала не только заметность для РЛС, но и уменьшение теплового излучения самолета, снижение степени его шумности, устранение любых собственных излучений машины и инверсионных следов.

Lockheed Martin управилась с поставленной задачей в предельно сжатые сроки: уже через восемь месяцев завязалось строительство первой машины, которая была передана на испытания в 1981 году.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Природно, что стремление уменьшить заметность самолета для радаров привело к серьезному изменению конфигурации F-117, что, в свою очередь, существенно снизило летные характеристики машины.

Есть легенда, что когда ведущему специалисту Lockheed Martin по аэродинамике Дику Кэнтрелу показали желательную конфигурацию будущего самолета, то его хватил удар. Немного отойдя от потрясения, конструктор постиг, что его отдел не будет играть главную скрипку при создании новой машины. Потому дал своим сотрудникам единственное задание: сделать так, чтобы «хромой гоблин» желая бы как-нибудь поднялся в воздух.

Первые испытания показали крайнюю неустойчивость F-117 разом во многих режимах полета. Были и другие неприятные неожиданности, которые преподнес аэроплан своим создателям. Им пришлось серьезно дорабатывать воздухозаборники, изменять конструкцию топливных баков и доводить систему управления машиной.

Использование технологий «стелс» мощнее всего ударили по маневренности машины. F-117 имел довольно неплохую тяговооруженность, но его маневренность и скорость оставляла желать лучшего. В систему управления аэропланом были внесены ограничения, которые попросту блокировали выполнение некоторых маневров. Кроме того, у «Ночного ястреба» весьма ограничена дальность полета и никудышные взлетно-посадочные характеристики. В всеобщем, он имел мало общего с тем «стелс-истребителем», который легко побеждает противников в голливудских блокбастерах.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Эксплуатировать F-117 начали с 1983 года, в первое пора этот самолет был сверхсекретным, впервые американские военные признали сам факт его существования лишь в 1988 году. Первый публичный показ состоялся в 1990 году, а сквозь год F-117 показали на авиационной выставке в Париже.

Для пилотирования нового самолета отбирались лишь опытные пилоты, имевшие налет не менее 1 тыс. часов, но и это не спасло от катастроф. Информации о них немножко, так как программа была сильно засекречена. Есть информация, что первый «Ночной сокол» раскололся в 1982 году, до приема машины в эксплуатацию. Затем были еще несколько аварий.

Разом после появления F-117 был действительно грозным оружием. Его не могли обнаружить РЛС СССР и Китая. Не видали «стелс» и истребители. Однако ситуация очень быстро изменилась: радиолокационные оружия обнаружения совершенствовались очень быстро, также появились другие технологии обнаружения аэропланов. Так что очень скоро F-117 уже стал только относительно невидимым самолетом, а конструкционные недостачи, заложенные в нем, естественно, никуда не делись.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 выстроен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это прикасается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в облике плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные сторонки. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он накрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара мощнее, чем весь самолет).

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стоически. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторонок фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные валы. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, какие значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие конструкции, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 бывальщины активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус накрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Аэроплан покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и пять рассеивает тепло.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), какая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким манером, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Желая, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет утилитарны никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются инертными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные устройства представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное пора.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, любой из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типическим оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может хватать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — весьма узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, какое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный аэроплан F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления заведена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Военное применение

Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За пора эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сшиблен зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Военным крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.

Впервые массировано эти самолеты бывальщины использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во пора этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они истребили практически все иракские Ту-22.

Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот аэроплан, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его истребила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти эти довольно спорны.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, сделалась вторая иракская кампания США (2003 год).

Изначально данный самолет планировали использовать до 2020 года, но рослые затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие ранее.

Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития оружий обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостачи, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне ранимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что это решение выглядит вполне естественным.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

F-117 стал настоящим стендом на каком американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения наименовать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно извинить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.

Летно-технические характеристики

Ниже представлены ЛТХ ударного самолета F-117A.

Модификация F-117A
Размах покрывала, м 13.30
Длина самолета, м 20.30
Высота самолета, м 3.78
Площадь крыла, м 105.90
Угол стреловидности, град 67.30
Масса, кг
порожнего самолета 13381
взлетная масса 23625
топлива 8255
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга, кн 2 х 46,70
Максимальная скорость, км/ч 970
Крейсерская скорость, км/ч 306
Посадочная скорость 227
Перегоночная дальность, км 2012
Военная дальность действия, км 917
Практический потолок, м 13716
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1

Видео о самолете

Если у вас возникли проблемы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

один + 1 =