The news is by your side.

АНТ-25 (РД): сталинский аэроплан для рекордов

0 0

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

Предвоенный этап истории советской авиации полон ярких и героических страниц. Это было пора рекордов, героев-летчиков и строительства новых небывалых самолетов. Настоящим символом той эпохи является аэроплан АНТ-25, на котором было побито несколько мировых рекордов дальности и длительности полета. Вторым обозначением этой машины было «РД», что означало «рекорд дальности».

С аэропланом АНТ-25 связаны имена таких прославленных летчиков, как Чкалов, Леваневский и Байдуков. Ну и, разумеется же, авиаконструкторов Сухого и Туполева, которые руководили разработками самолета. Во время труды над новой уникальной машиной конструкторам пришлось решить множество сложных технических задач, ведь до этого подобных аэропланов не строил никто.

АНТ-25 был сконструирован по предложению Клима Ворошилова специально для далеких перелетов. Молодая Страна Советов хотела показать всему миру свои достижения в районы авиации. АНТ-25 был «штучным» самолетом, построенным специально для покорения авиационных рекордов. Собственно на нем был совершен знаменитый перелет через Северный полюс в США. Советских пилотов принимал сам американский президент Рузвельт в Белоснежном доме.

Всего было построено два самолета АНТ-25, в свой первоначальный полет машина поднялась в июне 1933 года. В 1989 году была изготовлена полноразмерная снимок самолета, сегодня она находится в музее ВВС в Монино.

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

История создания АНТ-25

В крышке декабря 1931 года глава советского военного ведомства Клим Ворошилов выступил с предложением о создании особого самолета для установления новых рекордов дальности полета. Это предложение было одобрено, а его реализация была доверена уже успешному на тот момент конструктору Андрею Николаевичу Туполеву. Перед разработчиками самолета была поставлена задача добиться дальности полета 13 тыс. км.

Прямой разработкой машины занимался отдел опытного самолетостроения ЦАРИ, проектными трудами занималась группа конструктора Сухого. Туполев выполнял общее руководство проектом.

«Изюминкой» самолета, позволяющей ему выполнять сверхдальние перелеты, было большенное удлинение крыла. Отношение его размаха к хорде составляло 13. До создания АНТ-25 аэропланов с такими длинными консолями крыла не существовало. Перед конструкторами встал цельный ряд сложных вопросов из области аэродинамики.

Крыло нового самолета должно было быть не лишь длинным, но и достаточно крепким – в нем конструкторы планировали разместить горючее, вес которого составлял 52% от взлетного. Размещение топлива в крыльях не лишь позволило облегчить фюзеляж, но и разгрузило крыло: напряжение от аэродинамических сил, которое в полёте работает на крыло снизу вверх, компенсировалось весом топливных баков.

Еще одной значительной проблемой, которая встала перед создателями АНТ-25, стала особая вибрация конструкции или флаттер. В то пора данное явление было изучено слабо, поэтому для его изучения в ЦАРИ показалась специальная группа. Именно во время работ над созданием самолета АНТ-25 советским ученым удалось создать всеобщую теорию этого явления и на ее основе решить данную проблему.

К постройке первого самолета приступили в июне 1932 года, а уже сквозь год состоялся первый полет под управлением Громова. Он высоко оценил простоту управления машины и ее устойчивость в полете. В августе 1932 года завязалась постройка второго экземпляра АНТ-25 (или самолета-дублера, как его часто называют). Первоначальный полет АНТ-25 №2 состоялся в начале сентября 1933 года. Правил самолетом все тот же летчик-испытатель Громов. Испытания обоих самолетов проходили практически параллельно.

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

Проведенные испытания показали, что ни первая, ни вторая машина не отвечает необходимым требованиям. Дальность полета самолета №1 составляла 7800 км, а самолет-дублер смог победить 10800 км.

Конструкторы пришли к выводу, что основной проблемой для достижения проектных характеристик является гофрированная обшивка самолета, какая создавала дополнительное аэродинамическое сопротивление, что увеличивало расход топлива.

Было разрешено обтянуть крыло полотном, покрытым лаком. В 1934 году начались испытания переделанного самолета-дублера. Они увенчались успехом: улучшенный АНТ-25 смог добиться дальности полета 13020 км.

В целом можно сказать, что самолеты АНТ-25, на каких были совершены рекордные перелеты, сильно отличались от заводских машин. Кроме замены обтяжки крыльев, на самолеты бывальщины установлены новые карбюраторы, выступающие элементы корпуса были отполированы, а авиадвигатель был оснащен редуктором.

В августе 1933 года на базе самолета АНТ-25 был спроектирован далекий бомбардировщик АНТ-36, более известный как ДБ-1. Он был принят военными и сразу запущен в серию. Планировалось создать 50 бомбовозов. В центроплане был размещен бомбоотсек, куда помещались десять 100-килограммовых бомб, а в кабинах второго пилота и штурмана бывальщины установлены пулеметы.

Первый ДБ-1 был испытан осенью 1935 года, но из-за неудовлетворительного качества военные не зачислили его. Всего было выпущено 18 машин бомбардировщиков, 10 из которых бывальщины переданы на эксплуатацию. Однако машина получилась неудачной, в 1937 году все самолеты, переданные в ВВС, бывальщины законсервированы.

Описание конструкции АНТ-25

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

Самолет АНТ-25 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан, оснащенный одним двигателем М-34.

Основной особенностью конструкции самолета является покрывало с рекордными для своего времени значениями сужения и удлинения. Это и позволяло АНТ-25 совершать уникальные по дальности перелеты.

Покрывало АНТ-25 имело трехлонжеронную конструкцию. Между двумя лонжеронами располагались топливные баки, а третий лонжерон был добавочным. К нему подвешивались элероны, имевшие четырехсекционную конструкцию.

Самолет имел трехстоечное шасси, его основные стойки (с двумя колесами на каждой) были полуубирающимися. В убранном состоянии они наполовину входили в заднюю доля крыла и прикрывались обтекателями. Хвостовое колесо также было закрыто обтекателем.

Фюзеляж самолета заключался из двух частей – передней, образующей единое целое с центропланом, и хвостовой – образа полумонокок. К передней части АНТ-26 крепился двигатель М-34, отделенный от кабины пилотов особой перегородкой.

В кабине располагались рабочие места первого и второго пилота, а также штурмана. Кроме того, в кабине бывальщины оборудованы спальные места для членов экипажа, а также пилотажное и навигационное оборудование, какое было самым современным для своего времени. АНТ-25 был оснащен бортовой радиостанцией, позволяющей передавать извещения на 5 тыс. км.

Самолет АНТ-25 должен был оснащаться двигателем М-34Р с редуктором, но из-за его отсутствия на первом самолете был введён М-34 с деревянным винтом.

Запас топлива в баках самолета превышал 6 тонн.

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

История использования АНТ-25

К озари 1934 года самолеты были доработаны и полностью готовы к использованию. Специально для АНТ-25 на Щелковском аэродроме была выстроена бетонная полоса, позволяющая машинам взлетать с полными баками горючего. 10 сентября 1934 года экипаж под командованием Громова возвысил машину в воздух и начал полет по замкнутому круговому маршруту Москва — Рязань — Тула. Машина прочертила в воздухе 75 часов и только из-за ухудшения погоды была вырвана уйти на посадку в Харьков.

Это был мировой рекорд. Самолет преодолел 12411 км. Однако в то пора СССР еще не входит в ФАИ, поэтому он не был зарегистрирован.

3 августа 1935 года была предпринята попытка свершить беспосадочный перелет через Северный полюс в Сан-Франциско. Экипажем АНТ-25 командовал пилот Леваневский. О рекордном перелете было объявлено в СМИ, успели изготовить даже памятную почтовую марку к этому событию. Однако перелет не состоялся. Буквально разом после взлета в кабину пилотов начало протекать масло. Леваневский зачислил решение прервать полет. Позже выяснилось, что масло протекало, потому что его налили в бак чересчур много.

В июле 1936 года АНТ-25 под командованием Чкалова совершил перелет на Далекий восток. Сразу после вылета с аэродрома самолет взял курс на норд, маршрут пролегал над Северным ледовитым океаном, Якутией и Охотским морем. АНТ-25 не смог дотянуть до Хабаровска – своей последней точки – он совершил вынужденную посадку на песчаную косу острова Удд.

Во время этого полета аэроплан преодолел 8750 км, более 5 тыс. из которых приходилось на полет над морем. Почти шесть часов пилоты вели аэроплан, находясь в условиях практически нулевой видимости, не наблюдая ни земли, ни неба.

И люд, и техника достойно выдержали этот сложный экзамен.

Осенью 1936 года завязалась подготовка к перелету, который бы установил новый рекорд дальности. Обсуждалось несколько вероятных маршрутов, в итоге был выбран самый сложный из них – через полюс в Америку.

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

18 июня 1937 года АНТ-25 под командованием Чкалова откололся от взлетной полосы Щелковского аэродрома и отправился в перелет, который позже получит всемирную популярность. 19 июня самолет достиг северного побережья Канады, а на следующий день сел в западной части Соединенных Штатов. Длина перелета составила около 9 тыс. км.

Полет был весьма тяжелым, экипажу пришлось преодолевать серьезные трудности: холод, недостаток кислорода, обледенение самолета. Ранее по этому маршруту не летал никто. Этот перелет сделался настоящим триумфом и сенсацией. Пресса и восторженная публика буквально не давала покоя советским пилотам. Их принял президент Рузвельт. Он сказал, что мужественные пилоты сделали для сближения двух народов вяще, чем дипломаты за двадцать лет. В это же время начали раздаваться голоса, что экипажу самолета попросту повезло, а их успех – случайность.

Однако 14 июля 1937 года другой АНТ-25 под командованием Громова совершил посадку в штате Калифорния, полностью повторив маршрут Чкалова. Это полет рассеял всякие сомнения. При выполнении полета было побито еще два мировых рекорда.

В 1937 году аэроплан в разобранном виде кораблями был доставлен в Ленинград.

АНТ-25 (РД): сталинский самолет для рекордов

Характеристики ТТХ АНТ-25

Модификация АНТ-25
Масса, кг
порожнего самолета 3784
максимальная взлетная 10000
Тип двигателя 1 ПД М-34Р
Мощность, л.с. 1 х 900
Макс. скорость, км/ч 244
Практическая дальность, км 10800
Утилитарный потолок, м 7850
Экипаж, чел 3

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с отрадой ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

двадцать − 13 =