The news is by your side.

Один-единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

0 0

В вселенной продолжается гонка за пятое поколение. Россия проводит доработки T-50, Китай торопится запустить в серийное производство собственный J-20, японцы готовятся к первому полету Mitsubishi ATD-X. И только одна край в мире может не участвовать в этих соревнованиях, ибо она уже в них победила. Первый предсерийный F-22 Raptor возвысился в воздух 7 сентября 1997 года, показав всему миру, что США являются всемирным лидером в области военного авиастроения. В 2001 году началось серийное производство этой машины.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

F-22 Raptor – это натуральный самолет XXI столетия, в нем воплощены самые последние достижения технического прогресса. Ныне американские компании уже работают над созданием истребителя шестого поколения, который будет оснащен военными лазерами и управляться искусственным интеллектом. Временная фора, которая есть у янки, позволяет проводить эти работы без лишней спешки.

Крылатые поколения

Прежде чем сообщать о самолетах пятого поколения, нужно сказать несколько слов о требованиях, какие предъявляют этим машинам. Какие именно особенности и характеристики дают основание причислить конкретную машину к этому поколению.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

К первому поколению истребителей относятся машины, сделанные в 40-50 годах прошедшего столетия. Они имели прямое крыло и дозвуковую скорость полета. К таким машинам можно отнести Мессершмитт Me.262, F-80 «Шутинг Престарел», МиГ-9.

Во второе поколение истребителей вошли самолеты, выпущенные в 50-60 годы. Эти машины имели околозвуковую скорость, стреловидное покрывало, двигатель с форсажной камерой, а на самолете устанавливался радар. К этому поколению относятся вытекающие машины: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и F-86 «Сэйбр».

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Третье поколение истребителей выпускалось между 60-ми и 80-ми годами прошедшего столетия. Эти машины могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), имели немало совершенный реактивный двигатель, были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». К этой группе относятся МиГ-21, МиГ-23, F-4 «Фантом».

Четвертое поколение истребителей показалось в начале 80-х годов прошлого столетия, большая часть самолетов, которые стоят на вооружении различных стран мира, относятся именно к этому поколению. Их до сих пор продолжают выпускать и разрабатывать. К этому поколению относятся: МиГ-29, Су-27, F-15, F-16 и многие иные. Основными отличиями этих самолетов от предыдущего поколения являются: наличие немало совершенной авионики, двухконтурный авиационный двигатель, управляемое вооружение.

В конце 70-х годов прошедшего столетия, когда истребители четвертого поколения еще только «становились на крыло», в США и СССР уже завязались подготовительные работы над созданием истребителя пятого поколения, которые и привели к созданию F-22 Raptor.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

В чем же основные отличия аэропланов пятого поколения? Вот список критериев, которым должны соответствовать истребители, чтобы быть причисленным к этой группе:

низенький уровень заметности для радаров противника;
возможность полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа;
рослая маневренность;
многофункциональность;
способность к всеракурсному поражению целей;
круговая информационная система;
немало совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входит РЛС с активной фазированной решеткой.

История создания F-22 Raptor

В 1981 году американское военное ведомство подготовило техническое задание для разработки новоиспеченного истребителя. Работы над новой машиной должны были вестись с учетом новейших технических достижений того поре: военные требовали оснастить истребитель совершенной авионикой, сделать малозаметным для радаров противника, ввести на него принципиально новые двигатели.

Основной задачей нового самолета надлежит было стать завоевание господства в воздухе.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

В 1986 году начался конкурс, участие в каком принимали крупнейшие американские компании. В его финальную часть вышли две группы компаний: Northrop/McDonnell Douglas и Lockheed/Boeing/General Dynamics. Собственно они в 1990 году презентовали два прототипа самолетов. В следующем году победителем конкурса была оглашена группа Lockheed/Boeing/General Dynamics, она должна была построить американский истребитель пятого поколения.

На постройку предсерийной машины удалилось шесть лет, первый самолет F-22 Raptor поднялся в воздух в 1997 году, серийное производство стартовало в 2001 году, а с 2005 года этот аэроплан начал официально эксплуатироваться.

Первая эскадрилья, полностью укомплектованная этими машинами, показалась в 2006 году.

Следует отметить, что количество машин, которые планировало закупать американское военное ведомство у производителя, всегда снижалось. В 2006 году военные хотели приобрести 384 машины, однако уже сквозь два года их количество снизилось более чем вдвое, до 188 самолетов. Основной вином послужила высокая стоимость истребителя, а также разразившийся мировой кризис, какой заставил американских военных несколько умерить аппетиты.

В 2009 году министр обороны США заявил о планах прекращения производства аэропланов. В 2011 году с конвейера сошел последний F-22 Raptor. В том же году конгрессом США было зачислено решение об активизации программы другого истребителя пятого поколения — F-35 Lightning, какой имел более низкую стоимость.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

На сегодняшний день F-22 является единственным истребителем пятого поколения, какие прошел испытания и принят на вооружение. Кроме того, этот самолет является самым дорогостоящим истребителем за всю историю авиации. Стоимость одной машины, без учета средств, потраченных на его разработку, составляет 146 млн долларов.

Будет дорого обходится и обслуживание этого самолета. Основной проблемой является уязвимость радиопоглощающего покрытия, какое требует особого ухода.

F-22 Raptor не использовался в реальных боевых условиях против военных самолетов противника. Единственный случай его применения состоялся в 2014 году, когда был нанесен ракетный удар по исламским террористам в Сирии. Но этот случай вряд ли можно наименовать полноценным применением истребителя.

Описание конструкции

Самолет выполнен по интегральной схеме, он имеет высокорасположенное покрывало трапециевидной формы. Стреловидность передней кромки крыла – 42 градуса. В конструкции планера размашисто использованы титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композитные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не лишь позволили уменьшить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно снизили его массу.

Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили размашисто расставлены и имеют наклон наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение – цельноповоротное.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Все стыки, образованные на пункте соединения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, какая уменьшает отражение электромагнитных волн.

Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после попадания осколочно-фугасных боеприпасов, аналогичных тем, что стоят на вооружении российских ВВС.

Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната. Он имеет особое покрытие, какое рассеивает радиоволны.

По отзывам пилотов, кабина F-22 Raptor является одной из наиболее спокойных среди всех американских истребителей. Фонарь обеспечивает пилоту отличный обозрение. Катапультное кресло ACES II позволяет проводить эвакуацию летчика на всех диапазонах скоростей и вышин.

Шасси самолета трехопорное.

Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных заявок для самолетов пятого поколения.

Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что гораздо повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся нательные и верхние грани, что позволяют машине менять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла уменьшают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для экранирования компрессоров двигателя от облучения.

Аэроплан оснащен бортовой системой БРЭО, разработанной компанией TRW, в нее входит система обработки этих, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, вводящий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944 и БРЛС AN/APG-77.

О радаре, введённом на истребителе, стоит сказать отдельно. Это антенна с активной фазированной решеткой, какая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Данная РЛС может показывать цели с ЭПР 1 м² на расстоянии 225 км в обычном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² — на дистанции 125 км.

Порядок низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, но при этом самому оставаться незамеченным.

«Раптор» вооружен пушкой 20-мм M61A2 Vulcan, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Мощные стороны F-22 Raptor

Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Ранее обнаружил – быстрее уничтожил».

Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность показывать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Низкая радиолокационная заметность истребителя содействует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, нынешние самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого мастерить не нужно.

F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.

По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых порядках полета.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в атмосфере. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Вящая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно укреплять оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое основное преимущество: малозаметность.

Проблемы при эксплуатации

Основной проблемой, которая возникла при эксплуатации этого самолета, сделались неполадки в системе подачи кислорода для дыхания пилота. Летчики жаловались на удушье и необычные ароматы в кабине.

В 2012 году по этой причине были введены жесткие ограничения на полеты: пилотам невозможно было отдаляться от взлетно-посадочных полос на значительное расстояние, а также подниматься рослее 7,6 тысячи метров.

Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Была проведена проверка, в результате которой удалось заметить причину проблемы. Ей оказался жилет, который пилоты одевают, чтобы облегчить дыхание. В его конструкцию бывальщины внесены изменения, и проблема была решена.

Летно-технические характеристики

Модификация F/A-22A
Размах покрывала, м 13,56
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 5,08
Площадь крыла, м 78,04
Масса, кг
пустого 19700
нормальная взлетная 29300
максимальная взлетная 38000
топлива 8200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кН 2 х 156,0+
Максимальная скорость, км/ч 2410 (М=2.25)
Крейсерская скорость, км/ч 1963 (М=1.82)
Перегоночная дальность, км 3219
Утилитарная дальность с ПТБ, км 2960
Боевой радиус действия, км 759
Практический потолок, м 19812
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1

Видео об истребителе

Если у вас возникли проблемы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

4 + 11 =