The news is by your side.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

0 1

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

23 апреля льющегося года вполне может претендовать на звание «Дня, давшего волну надежды». Ибо вдали не каждый день закладывают несколько кораблей одновременно. Понятно, что посещение президентом России «Нордовой верфи» придает этакую весомость событию, и да, надежду на то, что все не остановится через полгода.

Итак, на верфях заложены два фрегата и два БДК.

Начнем с десантных кораблей, тем немало что не так давно мы уже обсуждали тему, где говорилось, что лучше бы БДК вместо невнятных «атомных эсминцев» размером с линкор прошедшего века.

И вот – получите. Хорошо, будем весьма рады получить, когда корабли будут выстроены. Понятно, что я сейчас скажу, что два БДК на фоне всеобщего уныния в этом классе – это… нет, пожалуй, не капля в море. Произнести так – это перебор. Скорее, два ведра воды на роту в жаркий день. Лучше, чем ничего, но и маловато по большенному счету.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Но так как 2+2 все еще 4, то как бы через 5-7 лет наличие четырех новых десантных кораблей – ну это уже на что-то вылито в плане всяких операций. Не важно, Сирия, Ливия, Венесуэла или Грузия/Украина.

Основное, что идея БДК проекта 11711 снова «в теме». Ведь реально хорошие корабли, неужели нет? А вышло как-то криво в начале. Впрочем, у нас все так. Отставив в сторону саму идею постройки серии кораблей проекта 11711, разрешили поиграться в ударные вертолетоносцы.

Хорошо, поиграли, теперь, когда эти плавучие чудовища носят вертолеты во славу Египта, пришагало понимание того, что можно вернуться к БДК. 

Вернулись.

Причем вовремя, ибо еще в той статье, про атомные эсминцы, я сообщал, что средний возраст наших десантных кораблей приближается к 40 годам. Посредственный! Так что совсем пора.

И возвращение к постройке кораблей проекта 11711 – вполне нормальное с моей точки зрения решение. Тем немало что над проектом велись некие работы, суть которых позволяет сделать вывод, что строиться будут не корабли проекта 11711, а некоего 11711.1.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Изменения весьма существенные. Будет прибрана артиллерия, которая по идее должна была оказывать поддержку высаживаемым десантникам. Выговор идет о РСЗО А-215 «Град-М» и 14,5-мм МТПУ «Жало». Это огневые системы бывальщины признаны устаревшими и неэффективными.

БДК остаются с комплексами ПВО АК-630М-2 «Дуэт» и КВПП (комплекс выстреливаемых инертных помех) КТ-308-04 «Просвет-М».

При этом десант без поддержки не останется. БДК для этого будут оборудованы повышенной вертолетной площадкой на корме и смогут нести 6 вертолетов вместо 2.

6 единиц Ка-52К «Катран» — ну, это будет намного эффективнее, чем «Грады» и крупнокалиберные пулеметы. Это 6 пушек 30 мм и столько же охапок ракет. Причем умеющих трудиться на большом удалении.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

В общем, идея понравилась. Есть в ней что-то такое, оптимистичное и вселяющее веру в успех. Желая бы потому, что два корабля серии уже были построены, так что, может, дело пойдет так, что и опять вернемся к первоначальному варианту из 6 БДК.

В общем, «Владимиру Трушину» и «Василию Андрееву» — «ура!» и скорейшего спуска на воду. И трудовых успехов калининградским корабелам.

Переходим к фрегатам

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Итак, фрегат. Весьма странный класс кораблей, если честно. Плавучий компромисс, так сказать, не разобидев.

«Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000-6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное направление — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо значительных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега».

Это вот будет внятное описание фрегата, взятое из классификации НАТО конца прошлого столетия.

Вообще, фрегаты могут выполнять (и выполняют) более широкий спектр задач.

Это и патрулирование береговой зоны и открытых морских районов, и участия блокада и деблокада морских коммуникаций, так, при участии в локальном конфликте или миротворческой операции, поддержка и прикрытие десантных операций. Заслон, конечно, такое… символическое. Но – список, как видите, довольно приличный.

То, что фрегат — компромисс между размером и сутью, то кушать, проще говоря, попытки впихнуть максимальное количество оружия в минимальный корабельный объем, это его минус. Минус и сам резон класса — экономия в обмен на массовость. Отсюда и очень плотная компоновка итого, что отрицательно сказывается на живучести.

Зато – дешево. И задачу выполнить можно.

Один-единственное, что реально заставляет задуматься, так это то, что таких кораблей нет у мирового законодателя мод – США. В свое пора США наклепали этих фрегатов столько, что когда от них отказались, то теперь полмира владеет бывшими американскими кораблями.

А отказались не попросту так. Конфликты конца 20 века показали полную ущербность фрегатов как военных кораблей. Это и конфликт на Фолклендах, когда британские фрегаты не смогли отмахаться от поршневых аргентинских бомбовозов со свободнопадающими бомбами, это и более поздний случай с фрегатом США «Старк», которого чудом не разделал на металл аэроплан (одиночный!) иранских ВВС.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

И последние 20 лет американцы строят только эсминцы…

Но с их финансовым аппаратом и внешним длинном в 22 триллиона долларов они могут себе позволить не то что 100 эсминцев – «Звезду кончины» построить.

Мы же говорим не о необходимости завоевать весь мир, а именно о работе по тому списку рослее. А раз мы не можем позволить себе строить эсминцы за счет всего мирового сообщества, а рассчитывать лишь на свои, то и фрегат – вполне корабль.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Здесь совершенно не стоит сравнивать фрегаты проекта 22350 с кем-либо еще попросту потому, что современный фрегат – он не для серьезного замеса. Это именно корабль поддержки, рабочая лошадка, какую не жаль, если что.

Ну, это им не жаль, у нас их не так уж и много, так что мы будем беречь. Тем более что наши фрегаты — будет зубастые ребятки, «откалиброванные», у которых есть чем укусить.

То, что «Горшкова» все-таки домучили, – отлично. То, что на подходе «Касатонов» и в обозримом будущем «Головко» и «Исаков» — тоже отлично. И здесь закладка «Чичагова» и «Амелько» добавляет дозу оптимизма.

Особенно в том случае, если эти корабли будут строить не так, как «Горшкова». 12 лет строить корабль водоизмещением 4500 тонн – это подлинно садизм.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Однако есть еще один положительный момент. Как заявляют многие ключи в оборонпроме, мучения с системой «Полимент-Редут» закончены, и она полностью готова к нормальной труду. 

И в итоге на выходе корабль, который может выполнять задачи в далекой морской зоне, все эти представительско-демонстрационные походы, визиты и прочее. Причем это обойдется нам гораздо дешевле, чем гонять того же «Петра Великого».

Тем более что крейсер «Пётр Великий» — это все-таки достижение СССР, а «Горшков» — уже российское. И визит нашего фрегата на празднование 70 лет ВМС НОАК – лучшее тому подтверждение. Весьма он там в тему оказался и интерес вызвал непосредственный.

Сдвинувшееся с мертвой точки дело постройки новоиспеченных фрегатов считаю делом весьма важным и по нашему времени даже порядочным. Лишь бы не заглохло, как это у нас часто бывает.

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Ведь как было заявлено? А так, что в рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы военно-морской флот России должен был получить 14 фрегатов: шесть проекта 11356 и восемь проекта 22350. 

Удобопонятно, что за оставшийся год такого количества нам не видать, да и вообще, дай бог получить то, что есть на подходе.

Напомню, что фрегаты 11356 бывальщины посажены на мель Украиной, оставшись без двигателей. И до сих пор, как я понимаю, у нас не решили окончательно, что с ними мастерить: то ли все-таки родить двигатели, то ли продать индийцам. Те купят, конечно.

Оно и проекту 22350 аукнулся разворошив с Украиной. Но не так сильно. Повезло, там доля украинской стороны была изрядно поменьше, что и позволило на зубах вытащить проект, локализовав производство.

Но вообще судьбина обеих проектов решается не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Рыбинске. Именно там, на заводе АО «ОДК-ГТ» (Объединенная двигательная корпорация – Газовые турбины), где должны скопить двигательные установки для кораблей.

Очень надеюсь, что получится.

Сегодня не стоит даже пробовать анализировать все обещания насчет того, что у нас тогда-то будет столько-то кораблей ДМЗ, кто бы ни озвучивал эти слова. Давайте все-таки становиться более трезвомыслящими и отталкиваться не от слов, а от дел. Пора как бы.

Даже то, что В.Путин обещал заложить «в ближайшие годы еще пять кораблей ДМЗ», равно как и закладка – это еще не корабли. У нас, к сожалению, от закладки до спуска на воду может минуть столько времени… АПЛ «Белгород» — лучший тому пример.

Так что мы имеем на ныне торжественную закладку четырех важных и нужных нам боевых кораблей. А если сквозь пять лет эти корабли еще и сойдут на воду – будет вообще прекрасно.

Нам нужен флот. Полноценный, нынешний и сбалансированный. Если не будет такого, никакие спецлодки со спецдронами, пускай и несущие ядерные заряды, не смогут быть эффективными.

А российский флот должен владеть возможность решать задачи по охране наших интересов и безопасности как вблизи нашего побережья, так и в немало отдаленных районах.

Потому плавное и вдумчиво разработанное обновление нашего флота военными кораблями будет всегда приветствоваться и восприниматься с должной толикой оптимизма.

Основное – не останавливаться на полпути.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

семнадцать − десять =