The news is by your side.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: крах или прыжок в будущее?

0 0

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Вылито, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили размашистой общественности свою последнюю разработку — Чэнду J-20. Показ состоялся во пора авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В извещенье по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном базаре и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся будет давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют зачислить этот самолет на вооружение в 2020 или в 2020 году.

Следует напомнить, что в сегодняшнее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено лишь в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первоначальный полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.

В сегодняшнее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах вселенной: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Полуденной Кореи и Турции.

В России новый самолет называется ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации). Он создается специалистами ОКБ Сухого, в натуральный момент проводятся испытания самолета, начато мелкосерийное производство. Первые поставки в строевые доли запланированы на 2020 год.

Активно работает над созданием новых машин и Китай. Эта край за последние годы совершила действительно впечатляющий рывок вперед, и если ранее эта страна в основном занималась копированием иностранных образцов вооружения, то сегодня КНР вполне способна сама изготовлять технику самого высокого класса.

Известно о двух истребителях пятого поколения, труды над которыми ведутся китайскими специалистами: Шэньян J-31 и Чэнду J-20, который и был показан на авиасалоне 1 ноября.

J-31 также есть на стадии испытаний, его первый полет состоялся 31 октября 2012 года. Информации о планах принятия его на вооружение пока что нет.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Чэнду J-20

Еще в начине прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в вытекающем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух аэропланов готовы.

Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого трудился над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 сделался главным конструктором авиационного КБ.

11 января 2011 года новый самолет, какой позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начин 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился другой прототип истребителя.

В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько выделяются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Испытания и доводка новоиспеченной машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины размашистой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках новоиспеченного китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам доводится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Кушать и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз возвысилась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 весьма напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что отдельный наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Описание Chengdu J-20

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Аэроплан имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют подобный же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет заостренные очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета заключается из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, какая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, вблизи расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в грядущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с заворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на благосклонность внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Есть информация, что на J-20 будет использован цельный ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.

Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют слить в единую сеть Ethernet.

Пока не совсем понятна степень «невидимости» новоиспеченного самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из основных особенностей истребителей пятого поколения.

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие целой информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже ныне.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот аэроплан будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это утилитарны полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако кушать и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя доля китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге вышел такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих различным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним благосклонностью оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – натуральный подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета есть довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы повысить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Возбуждают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на вящих высотах.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с деятельной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом курсе, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой районы. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще вяще вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель новоиспеченного поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет сряду китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в числах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались выстроить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия реализует Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Анализируя конфигурацию китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами аэроплан завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным мишеням. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новоиспеченные технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостачи этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном курсе. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим курсам. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, весьма может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС аэропланами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с какими развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

Характеристики 5-ого поколения

Ниже показаны предполагаемые характеристики самолета J-20.

Модификация J-20
Размах крыла, м 12.88
Длина, м 20.30
Высота, м 4.45
Площадь покрывала, м2 78.00
Масса, кг
пустого самолета 19391
норммальная взлетная 32092
макс. взлетная 36288
Двигатель 2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс 2 х 14470
Макс. скорость, км/ч 2600 (М=2.00)
Утилитарная дальность, км 5500
Практический потолок, м 20000
Экипаж, чел 1

 

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с отрадой ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

18 − два =