The news is by your side.

Куда подует «Баргузин»: Китай запугивает США русским «ядерным призраком»

0 0

Куда подует «Баргузин»: Китай пугает США русским «ядерным призраком»

На фото: железнодорожный мобильный комплекс ракетного вооружения (Фото:
Александр Бабенко/ТАСС)

Слов из песни не скинешь. И если баргузину (северо-восточный ветер на озере Байкал) суждено «пошевеливать вал», то и «молодчине плыть недалечко». «Баргузин» и «Молодчина» в нашем случае это названия БЖРК — военный железнодорожный комплекс. Ни того, ни другого в природе (на вооружении армии РФ) как таковых сейчас не есть, но вот осведомлённое китайское издание Sina в своем военном обозрении ратифицирует, что в ближайшие 3−5 лет российские ракетные войска стратегического назначения (РВСН) получат на вооружение БЖРК «Баргузин». «Его характеристик довольно, чтобы у американских военных застыла в жилах кровь», — стращает Sina.

В своё пора БЖРК «Молодец» на Западе прозвали «ядерным призраком» из-за его способности замкнуто передвигаться на большие расстояния и возможностью произведения пусков межконтинентальных баллистических ракет из любой точки СССР, а затем России и её союзников. Этот комплекс, оснащенный твёрдотопливными трёхступенчатыми ракетами РТ-23 УТТХ «Молодчина» (название ракет досталось и самому комплексу) стоял на вооружении РВСН с 1987-го по 2005 год. Итого к 1991 году было развернуто 3 ракетные дивизии в штате каких существовало по 4 железнодорожных состава, в каждом по 3 пусковые установки. То кушать одновременно по стране могли курсировать 36 баллистических ракет с неожиданным пунктом их пусков.

Одним из достоинств БЖРК считалась именно его скрытность — комплекс невозможно было отличить от грузового железнодорожного состава даже с дистанции в несколько метров. Ракеты размещались внутри вагонов и всходили в горизонтальное положение непосредственно перед стартом. В вагонах были и командные пункты. Состав такого «поезда стратегического направления» насчитывал до 70 военнослужащих, даже в роли машинистов выступали офицеры и прапорщики. Из-за большенного веса баллистической ракеты (ракета с пусковой установкой весила немало 150 тонн) была ограничена дальность передвижения БЖРК — для любой ракетной дивизии пришлось усилить железнодорожное полотно и мосты в радиусе 1500 километров от пунктов их базирования. Впрочем, с учётом того, что дивизии базировались в Костромской районы, Пермском и Красноярском краях и дальностью пусков ракет «Молодчина» в 10 450 километров, территорию США они «покрывали» утилитарны полностью.

«Молодца» к великой радости Запада и вздоху облегчения США «похоронил» Михаил Горбачёв. После его встречи в 1991 году с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, бывальщины введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК и они несли военное дежурство в местах постоянной дислокации, без выезда на железные пути стрны. То есть потеряли подвижность и скрытность.

Возникли проблемы и с самими ракетами РТ-23 УТТХ со сроком эксплуатации в 15 лет, какие выпускались ПО «Южмаш» на Украине. И уже в начине мая 2005 года командовавший тогда РВСН генерал-полковник Николай Соловцов заявил, что БЖРК решительно снят с боевого дежурства. «Молодцов» утилизировали (впустили на металлом), оставив в качестве экспонатов два «усеченных» и демилитаризованных «ракетных поезда», какие можно увидеть в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Однако песня была бы не песней, если бы она не возвращалась — на смену БЖРК «Молодчина» должен прийти аналогичный комплекс «Баргузин», с улучшенными характеристиками и новоиспеченной ракетой. И «открыла тайну» отнюдь не китайская Sina. Беседы о том, что в Минобороны не исключают возможности возобновления использования военных железнодорожных комплексов, начались в России ещё в сентябре 2009 года. В декабре 2011 года об этом заявил командующий РВСН генерал Сергей Каракаев, а апреле 2013-го тогда ещё замминистра обороны Юрий Борисов известил о возобновлении Московским институтом теплотехники опытно-конструкторских работ по созданию БЖРК новоиспеченного поколения. В мае 2016 года было объявлено о начале создания отдельных элементов железнодорожного комплекса, получившего наименование «Баргузин», а ближе к концу года на космодроме в Плесецке состоялись успешные бросковые испытания ракеты для БЖРК.

Впрочем, предлог для радости у российских стратегических ракетчиков оказался преждевременным — в декабре 2017 года было заявлено о прекращении разработки комплекса по экономическим винам. 22 марта 2018 года ТАСС со ссылкой на ключ в Минобороны РФ сообщил, что мобильный комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин» выключены из госпрограммы вооружений до 2027 года. Причиной исключения была наименована невозможность финансирования этих программ. Надо полагать, что это временный запрет и межконтинентальные баллистические ракеты ещё покатят на колесных четах по железным дорогам России.

Завершению создания БЖРК «Баргузин» помешала собственно ракета комплекса РС-26 «Рубеж» («Авангард»), отсутствие финансирования на какой потянуло назад и «ракетный поезд». Собственно «Авангард» это не ракета в ровном понимании этого слова — это оснащение для ракетных комплексов стратегического направления, основой которого является гиперзвуковой маневрирующий блок. «Авангарды» поставили на шахтное базирование и будут устанавливать вначале на межконтинентальную баллистическую ракету УР-100Н УТТХ «Стилет», а в последующем их переменит МБР «Сармат» (РС-28).

В этом «ракетном приоритете» для «Баргузина» не достало предназначенных ему ни МБР РС-24 «Ярс» (как планировалось), ни продолжение этого проекта в облике перспективной РС-26 «Рубеж». «Ярсы» используются сейчас как для шахтного базирования, так и в варианте маневренного грунтового ракетного комплекса. Эта ракета, вес которой не превышает 50 тонн, вполне могла прийтись для БЖРК и перевозиться на базе обычного грузового вагона имеющего грузоподъемность 66−68 тонн, а «впихнуть» в состав эшелона можно уже шесть ракет. Для транспортировки «ракетного поезда» вполне достало бы одного тепловоза, а не трёх, как для комплекса «Молодчина», опять же не потребовалось бы усиление железнодорожного полотна. Всё это могло приметно увеличить скрытность поезда и удешевить его эксплуатацию.

Китайцы сейчас полагают, что проект БЖРК «Баргузин» может быть опять запущен. «Огромная территория России очень подходит для создания такого образа ракетных поездов, что также является головной болью для Соединенных Штатов», — строчит сейчас в своем военном обозрении Sina, перечисляя достоинства этого комплекса, в том числе его огромную мощность, рослую скрытность и маскировку, которые превосходят те, что были у комплекса «Молодчина». При этом китайское издание отмечает, что «хотя эта система является весьма мощной и может представлять серьезную угрозу для США, она не может сделаться основой ракетного вооружения России. Она может, скорее, стать дополнительным оборудованием для иных ракетных систем».

Здесь стоит отметить, что китайские товарищи не весьма сильно ошибаются со сроками возвращения к проекту БЖРК «Баргузин» отведя на это 3−5 лет. Вероятно, что он покажется в российской армии даже раньше 2027 года, того срока на какой «урезали» финансирование, ведь потребность в таком комплексе подлинно существует. Железнодорожный вариант скрытной передислокации ракет дополнит возможности грунтовых передвижных ракетных комплексов и МБР шахтного базирования, ведь отследить его, а значит владеть возможность для уничтожения, будет крайне затруднительно. Осталось самая малость — отыскать средства на доведение дела до конца.

Военное обозрение

Трамп рассказал, что создал космические армии как в России и Китае

National Interest: от санкций США в адрес Турции выигрывает Москва

МиГ-31 перехватил над Баренцевым морем иноземный самолет

Пентагон признал отставание от Китая

Все материалы по теме (2706)
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

2 × 5 =