The news is by your side.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

0 0

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Ми-4 – это советский многоцелевой вертолет с поршневым двигателем, созданный конструкторами ОКБ Миля в начине 50-х годов. Эта машина стала первым транспортным вертолетом, принятым на вооружение советской армией.

Наружно Ми-4 очень напоминал американский вертолет Sikorsky S-55, принятый на вооружение ВВС США несколькими годами ранее. Не вызывает сомнения, что во время своей работы советские конструкторы во многом копировали американскую машину. Однако по своим характеристикам Ми-4 превосходил своего зарубежного визави: он имел гораздо большую грузоподъемность, да и весил советский вертолет гораздо больше.

В этой машине впервые был использован грузовой люк, находящийся в задней доли вертолета.

Вплоть до начала 70-х годов Ми-4 являлся основным транспортным вертолетом советской армии и вооруженных сил стран-участниц Варшавского соглашения. Производство Ми-4 было завершено в 1966 году, всего было изготовлено немало 3900 единиц (включая китайскую лицензионную копию) этой машины. В Китае по советской лицензии этот вертолет выпускался под наименованием Harbin Z-5. Он до сих пор есть на вооружении армии Северной Кореи.

Ми-4 неоднократно совершенствовался и модернизировался, существует большенное количество его модификаций.

В СССР отдельные машины эксплуатировались вплоть до конца 80-х годов, решение о целом списании устаревшей техники было принято только в 1988 году после крушения вертолета этой модели, произошедшей в Читинской области.

Разработка Ми-4 была прочерчена в рекордные сроки: от начала проектных работ до серийного производства прошел итого лишь один год. На первых порах в вертолетной гонке СССР был в роли догоняющего, потому перед конструкторами были поставлены очень жесткие сроки. Серийным изготовлением этих машин занимался Казанский вертолетный завод.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

История создания

Впервые массово использовать вертолеты на поле боя начали янки во время Корейской войны. Поначалу военные скептически отнеслись к новым машинам, сочтя их недостаточно верными и защищенными. Однако вскоре выяснилось, что вертолет – это прекрасное средство для осуществления рекогносцировки, корректировки огня, связи и эвакуации раненых с поля боя.

Советские военные поначалу также не восприняли вертолеты чересчур серьезно, однако успешный опыт их применения в Корее доказал, что новый тип машин можно весьма успешно использовать в боевых условиях. В СССР еще до войны занимались созданием винтокрылых машин, но это бывальщины автожиры. Созданием вертолетов в конце 40-х годов занялись коллективы под руководством Миля и Камова.

В 1948 году в небосвод поднялся первый советский серийный вертолет Ми-1. Чтобы начать его серийное производство потребовалось вмешательство самого Сталина.

Ми-1 не уступал своим зарубежным аналогам, но это был легковесный вертолет, способный перевозить не более трех пассажиров или незначительный груз. Военным необходим был вертолет среднего класса, который бы имел большую грузоподъемность.

У американцев подобный вертолет был: в 1950 году компания Sikorsky Aircraft начала поставлять армии США вертолет S-55/H-19 Chickasaw, какой мог перевозить 12 десантников или 960 кг груза. Эти машины весьма успешно применялись янки в ходе Корейской войны, особенно хорошо они себя показали во время десантной операции в Инчхоне.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Разработка вертолетов вящей грузоподъемности в ОКБ Миля началась еще в конце 40-х годов. Однако в то время подобные идеи не отыщи особого понимания у советских военных. Однако вскоре ситуация кардинально изменилась. В сентябре 1951 года в Кремле, под председательством Сталина состоялось совещание, на каком рассматривался вопрос об отставании СССР в области вертолетостроения от потенциальных противников.

На этом совещании Миль представил собственный проект нового вертолета В-12, который мог брать на борт 12 десантников. Проект был одобрен. В задании конструкторам предписывалось создать вертолет, какой мог бы перевозить 12 десантников, легкое орудие или автомобиль. Грузоподъемность вертолета должна была составлять 1200 кг или 1600 кг при перегрузе. На постройку машины конструкторам отводился итого лишь один год.

Чтобы уложиться в этот срок, людям пришлось трудиться по 14-16 часов в сутки и ночевать прямо на рабочих местах.

Для будущей машины была избрана одновинтовая схема и двухэтажная компоновка, аналогичная той, что была на американском S-55. В качестве основы для силовой установки был избран авиационный двигатель АШ-82В с четырнадцатью цилиндрами (двойная звезда). Его взлетная мощность составляла 1700 л. с., а номинальная – 1400 л. с. Вящую часть фюзеляжа занимала грузовая кабина, которая заканчивалась большим люком в кормовой доли вертолета. Это было новое (и очень удачное) решение в мировом вертолетостроении.

Уже в начине марта 1952 года были готовы чертежи новой машины, а в апреле – первоначальный летный экземпляр вертолета. В конце этого же месяца начались заводские испытания машины. После их завершения вертолет был передан на государственные испытания, какие стартовали в августе 1952 года. Еще до их окончания началось серийное производство вертолета. Он получил обозначение Ми-4. В вытекающем году машина была принята на вооружение.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Первоначально серийное производство проводилось на Саратовском заводе №292, где было изготовлено 154 машины. Запоздалее оно было перенесено на Казанский вертолетный завод, на счету которого 3155 Ми-4. Заводской филиал ОКБ Миля занимался усовершенствованием вертолетов и разработкой новоиспеченных модификаций машины.

В 1956 году лицензионное производство Ми-4 началось в Китайской Общенародной Республике, именно эта машина дала начало вертолетостроению в КНР. Китайская модификация вертолета получила наименование Z-5 и выпускалась до 1979 года. Итого было изготовлено 545 вертолетов.

Однако не все было так быстро и гладко. Вертолетостроение было новоиспеченной отраслью авиационной промышленности не только в СССР, но и в мире. Поэтому конструкторам пришлось столкнуться с цельным рядом сложных технических задач. Им нужно было решить проблему утомления металла конструкции, повысить прочность рулевого винта и устранить резонанс машины с землей. Однако самым сложным проблемой был недостаточный ресурс лопастей несущего винта, который очень долго не получалось увеличить более 150 часов. Лишь после нескольких лет поисков и испытаний удалось создать лопасти с 300-часовым ресурсом, запоздалее его удалось повысить до 1 тыс. часов, а затем и до 2,5 тыс.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Весьма сложной проблемой сделалось ранее не встречающееся явление – флаттер лопастей винта. Именно во время труды над Ми-4 конструкторы смогли понять суть этого явления и найти противоядие от него.

Вытекает отметить, что отработанная конструкция лопастей стала типовой для последующих машин, созданных в ОКБ Миля, и это позволило сделать вертолеты марки «Ми» одними из самых верных в мире.

На Ми-4 были впервые проведены исследования, связанные с принципиальной возможностью установки на вертолеты автопилота и уже в 1957 году серийные машины сделались оснащаться этим прибором.

В ВВС эксплуатация машины началась в 1953 году. Запоздалее из этих вертолетов стали формировать отдельные полки, несколько из них имелось в любой группе войск или округе. Примерно в это же время Ми-4 начали использовать и в гражданской авиации, причем весьма скоро Ми-4 стал одной из основных машин гражданского флота. Он использовался убранству с Ми-1, эти вертолеты прекрасно дополняли друг друга.

Вертолет Ми-4 применялся для пассажирских и грузовых транспортирований, в санитарной авиации, для тушения пожаров и проведения спасательных работ. Эта машина успешно трудилась и в Арктике, и в Антарктике. Ми-4 экспортировали в более чем тридцать стран мира. На вертолете было введено несколько мировых рекордов.

Вертолет Ми-4 использовался в ходе военных конфликтов: в начине 60-х годов, во время вторжения советских войск в Венгрию, в Индии в 1961-1962 гг., в Пакистане в 1965 году, во пора ирано-иракского конфликта, в Эфиопии. Эта машина применялась советскими войсками и в Афганистане, однако вскоре ее заменили немало современными вертолетами Ми-8 и Ми-24. Еще в середине 1995 года в вооруженных силах различных стран использовалось около 550 вертолетов Ми-4.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

За время эксплуатации Ми-4 было создано немало тридцати модификаций этой машины, обычно они предназначались для выполнения узких специализированных задач.

В СССР Ми-4 начали исподволь выводить из эксплуатации только после появления следующей великолепной машины ОКБ Миля – вертолета Ми-8.

Описание

Вертолет Ми-4 выполнен по схеме с одним тащащим и одним рулевым винтом. Он оснащен одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Экипаж Ми-4 заключается из трех человек.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Фюзеляж Ми-4 типа полумонокок, поршневой двигатель устанавливается в назализованный части машины. Центральную часть фюзеляжа вертолета занимает грузовой отсек, он имеет объем 16 кубических метров и люк с грузовым трапом, размещённым в задней части. Его створки открываются в стороны. На левой стороне корпуса есть дверь, в которую можно установить электролебедку для подвеса груза.

В грузовой кабине введены откидные сидения для десантников, вертолет может принять на борт двенадцать человек. Кабина пилотов размещена над грузовой кабиной. По большей части она состоит из стеклянных панелей и имеет неплохой обзор.

Сразу за кабиной пилотов находится топливный бак и главный редуктор. Внутри грузового отсека можно ввести дополнительный бак, что существенно увеличивает дальность полета машины. Основной топливный бак имеет емкость 1 тыс. литров.

Хвостовая балка имеет коническую конфигурацию и овальное сечение, концевая балка отклонена вверх.

Несущий винт вертолета Ми-4 четырехлопастной, он заключается из стальных лонжеронов и деревянного каркаса. Его диаметр 21 метр. На поздних модификациях вертолета лопасти тащащего винта изготавливались из алюминиевого сплава (лонжерон) и приклеенных секций из сотового наполнителя. Новоиспеченная конструкция лопасти имеет ресурс до 2,5 тыс. часов.

Рулевой винт имеет три лопасти, он изготовлен из дерева. Большинство подвигающихся элементов вертолета и кабина экипажа оснащены противообледенительными системами.

Шасси Ми-4 четырехопорное. Основные опоры имеют ферменную конструкцию и оснащены масляно-воздушными амортизаторами, колеса на передних опорах самоориентирующиеся, на крышке хвостовой балки снизу установлена предохранительная опора.

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Силовая установка Ми-4 заключается из двухрядного поршневого двигателя АШ-82В воздушного охлаждения, расположенного в носовой части вертолета.

Ми-4 сделался одним из первых вертолетов, на котором были установлены гидроусилители управления.

Навигационно-пилотажное оборудование машины заключается из радиокомпаса, радиостанции, радиовысотомера РВ-2, РЛС, переговорного устройства СПУ-2. Оно позволяет управлять вертолетом в сложных погодных условиях и в любое пора суток. Ми-4 оснащался кислородным оборудованием, позволявшим экипажу выполнять высотные полеты.

У военных модификаций машины под фюзеляжем устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. Для стрелка была предусмотрена особая гондола. На вертолет могли быть установлены ПТУР «Фаланга», неуправляемые реактивные снаряды или четыре бомбы по 250 кг любая.

Характеристики

Ниже представлены характеристики Ми-4.

Модификация   Ми-4А
Диаметр главного винта, м   21
Длина, м   26
Вышина, м   4,4
Ширина, м   2
Масса, кг
  Пустого   5100
  нормальная взлетная   7150
  максимальная взлетная   7550
Двигатель   АШ-82В
Мощность, кВт   1 х 1250
Макс. скорость, км/ч   185
Крейсерская скорость, км/ч   140
Дальность поступки, км
  при номинальном топливе   410
  с максимальным запасом топлива   500
  с 1 ПТБ   660
Макс. скороподъемность, м/мин   336
Практический потолок, м   5500
Статический потолок, м   2000
Экипаж, чел.   1-2
Здоровая нагрузка:   12-16 солдат или 1200 кг груза (с перегрузом
 — 1600 кг)

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с отрадой ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

два × 4 =