The news is by your side.

Транспортный аэроплан Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

0 0

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Индия и Россия приостановили реализацию совместного проекта по созданию многоцелевого посредственного военно-транспортного самолета (СВТС), который в нашей стране известен под обозначением Ил-214. Об этом в начине марта нынешнего года заявил журналистам российский министр промышленности и торговли Денис Мансуров. «Не все проекты заканчиваются позитивным результатом», — с сожалением отметил чиновник. Также он добавил, что за несколько лет совместной труды над самолетом стороны так и не смогли найти компромиссного решения. По словам Мансурова, несогласие от дальнейшей работы по Ил-214 не означает прекращения сотрудничества между Москвой и Дели в районы самолетостроения, теперь просто больше внимания будет уделяться другим проектам.

Невозможно сказать, информация о прекращении работы над созданием МТС (многоцелевой транспортный самолет) сделалась громом среди ясного неба. Еще в начале 2020 года представители компании «Ильюшин» сообщали о заморозке этого проекта, заявив, что сейчас судьба Ил-214 находится в руках Министерства обороны РФ. Да и до этого момента реализация проекта продвигалась крайне медлительно. В целом же, эпопея с этим самолетом продолжалась более пятнадцати лет.

Примерно в это же пора появилась информация о том, что Индия подписала договор о совместном производстве среднего транспортного самолета с украинской компанией «Антонов». Выговор идет об Ан-178, испытания которого начались в 2014 году. Украинцы позиционируют эту машину как замену устаревшим Ан-12 и Ан-32.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Отчего же последние новости о проекте МТС не радуют отечественных любителей авиации? По какой вину Ил-214 потерпел фиаско? Можно ли реанимировать его? И нужен ли вообще российским военно-воздушным мочам новый средний транспортный самолет?

Предпосылки и история создания

Идея создания новоиспеченного среднего транспортного самолета появилась в России еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Этот транспортник должен был прийти на смену целому ряду машин, созданных и выстроенных в советский период: Ан-12 (серийный выпуск закончен в 1972 году), Ан-72 (производство кончено в начале 90-х годов) и Ан-26 (производство завершено в 80-х). Новым проектом заинтересовалась Индия, какая планировала заменить новым самолетом устаревший советский Ан-32.

Можно добавить, что основным аэропланом данного класса, который сейчас используется на необъятных просторах СНГ, является Ан-12. Это неплохая, надежная и проверенная временем машина, но свой первый полет она совершила в далеком 1957 году.

Уместно, похожая проблема стоит и перед западными самолетостроителями. Основным средним транспортным аэропланом на Западе является американский С-130 Hercules. Конечно же, это машина-легенда, но проблема в том, что в 2014 году «Геркулес» отпраздновал собственный шестидесятилетний юбилей, и, несмотря на многочисленные модернизации, уже давно морально устарел.

В России проблемы с обновлением парка транспортной авиации завязались с момента распада Советского Союза. В конце 80-х было решено отказаться от программы модернизации самолета Ан-12, заменить его планировали новоиспеченным транспортником производства ОКБ Антонова – Ан-70. Развал страны поставил крест на всех этих починах.

Следует сказать, что Ан-70 все-таки был создан киевскими самолетостроителями, но он сильно «потяжелел» и сделался, скорее, тяжелой транспортной машиной, с полезной нагрузкой в 47 тонн. Пока этот аэроплан так и не начал выпускаться серийно, но даже если это и случится, его цена и характеристики будут не чересчур соответствуют среднему транспортному самолету. Кроме того, нынешние российско-украинские взаимоотношения делают практически невозможной закупку Ан-70 для нужд отечественных ВВС.

Индия также давным-давно заявляла о желании получить новый средний транспортный самолет. Причем, индийцы желали не просто закупить новую машину, а участвовать в ее разработке и производстве. В этой краю уже много лет действует программа «Сделано в Индии», согласно которой предпочтение отдается тем поставщикам, какие «делятся» новейшими технологиями и открывают производство в этой стране.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

В 2001 году между корпорацией «Ильюшин», НПК «Иркут» и индийской компанией Hindustan Aeronautics был подмахнут протокол о начале совместной разработки транспортного самолета МТС.

В 2006 году перспективный аэроплан Ил-214 был включен в российскую государственную программу перевооружения. Стоимость одной машины должна была составлять образцово 35-40 млн долларов, а на вооружение ее планировали принять уже в 2020 году. Когда проект создания Ил-214 лишь запускался, российская сторона заявляла о готовности закупить около 100 новоиспеченных самолетов.

На раскачку чиновников ушло еще шесть лет и только в 2007 году между Россией и Индией было подмахнуто межправительственное соглашение по данному проекту. В этом документе речь шла о том, что первый полет новоиспеченного транспортника должен был состояться уже в 2008 году. Каждая сторона получала 50% акций новоиспеченного предприятия.

Одной из основных проблем нового проекта было обеспечение гарантированного стартового заказа. Индийцы изначально сообщали о 40-50 самолетах, которые они готовы закупить для собственных нужд. Российское Министерство обороны, как могло, оттягивало тендер по СВТС, не имея оружий на новый военно-транспортного самолета. Он состоялся только в 2005 году, соперником ильюшинской машины был Ту-330. В итоге победителем был признан Ил-214. Первоначально российские военные сообщали о необходимости закупки 60 самолетов, но затем все-таки согласились приобрести 100 новоиспеченных транспортников.

В 2009 году специалисты ОКБ им. Ильюшина подготовили аванпроект самолета и успешно защитили его. Уже в это пора стало понятно, что изначально заявленные сроки выдержаны не будут, и первый полет машины переносится.

Сквозь год между российскими и индийскими авиастроителями было подписано базовое соглашение, сообразно которому обе стороны обязались вложить в проект 600 млн долларов, а серийное производство коротать на авиазаводах обеих стран. Первый полет новой машины был перенесен на 2020 год, а крупносерийное производство – на 2020 год. Планировалось, что в России выпуск Ил-214 будет проводиться на мощностях НПК «Иркут».

В 2012 году между компаниями ОАК и HAL был подмахнут контракт, в котором прописывалось, где и в каком количестве будут выпускаться новые самолеты. Сообразно этому документу, Россия брала на себя обязательства закупить для нужд военно-воздушных сил 100 машин, Индия обещала обзавестись 45 самолетов, а еще 60 Ил-214 планировали изготовить для продажи третьим краям. В контракте было указано, что производством МТС будет заниматься компания Multirole Transport Aircraft Limited, совместно созданная обеими сторонками.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Однако самолетостроители не планировали ограничиваться только потребностями военных ведомств двух краёв. Согласно оценкам отечественных экспертов, в ближайшие двадцать лет странам, которые традиционно покупали советские транспортные самолеты, потребуются примерно 300 новых машин. Разработчики Ил-214 могли претендовать минимум на 60% этого рынка. А учитывая вполне демократичную цену нового самолета, можно было отведать и побороться за потребителей, которые традиционно закупали американские С-130. Так что финансовые перспективы новоиспеченного проекта выглядели довольно привлекательно.

Было заявлено, что контроль за выполнением проекта будут вести представители министерств обороны обеих краёв.

Однако уже в 2020 году индийская сторона заявила о своем выходе из проекта МТС. В январе 2020 года о заморозке трудов по Ил-214 сообщили уже в компании «Ильюшин», а в начале нынешнего года окончательную точку в проблеме создания Ил-214 поставил российский министр промышленности и торговли.

Немного о характеристиках и конкурентах Ил-214

Ил-214 – это двухдвигательный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Сообразно проекту, его максимальная взлетная масса составляет 68 тонн (по другим ключам 72 тонны), а максимальная грузоподъемность – 20 тонн, которые он может привезти на расстояние 2 тыс. км. Крыло самолета отличается мощной механизацией, состоящей из предкрылков, элеронов, многощелевых закрылков и интерцепторов. Экипаж заключается из трех человек, кабина летчиков удобна и оснащена по последнему слову техники.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Планировалось, что машина во многом будет унифицирована с Ил-76МД, особенно это прикасалась грузового отсека и кабины пилотов. Этот факт считался одним из основных достоинств новой машины, значительно упрощавшим ее производство и уменьшавшим стоимость самолета. Грузовой отсек оснащался размашистой рампой и двумя тельферами, что должно было позволить проводить погрузочно-разгрузочные труды на необорудованных аэродромах.

Предполагалось, что силовая установка самолета будет состоять из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А, а в дальнейшем – из перспективных ПД-18Р.

Габариты грузовой кабины самолета должны бывальщины позволить загрузить в него четыре универсальных авиационных контейнера УАК-5, достоверно такое же количество мог принимать на борт и Ан-12. Кроме того, предполагалось, что Ил-214 сможет транспортировать 140 военнослужащих или же 90 десантников с парашютным снаряжением.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Для самолета предусматривалась возможность дозаправки в атмосфере. Штанга топливоприемщика размещалась над левой стороной кабины экипажа.

Кого же можно находить основным конкурентом российского Ил-214?

В начале нынешнего года было официально оглашено о заключении договора между украинским государственным предприятием «Антонов» и индийской компанией Reliance Defence Ltd. В нем шла выговор о совместной разработке среднего транспортного самолета на базе украинской машины Ан-178. Намечается долгосрочный проект, рассчитанный на пятнадцать лет. Планируется, что за этот срок будет выстроено 500 самолетов на общую сумму в 5,3 млрд долларов. Двести машин пойдут на нужды индийской армии, еще триста аэропланов будут изготовлены для гражданского воздушного флота этой страны.

Самолет Ан-178 – это дальнейшее продолжение линейки антоновских машин Ан-148 и Ан-158. Он был разработан украинскими конструкторами в кратчайшие сроки (возле четырех лет). В 2020 году состоялась презентация этой машины. В настоящее пора самолет проходит испытания.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

По своим характеристикам Ан-178 во многом похож на Ил-214, он может транспортировать груз весом около 20 тонн на расстояние в 1 тыс. км. При этом конструкция грузовой кабины позволяет Ан-178 принимать на борт даже крупногабаритные морские контейнеры 1С. У ильюшинской машины несколько вяще перегоночная дальность и двигатели имеют большую тягу. Стоимость Ан-178 составляет 40 млн долларов. В 2020 году в Запорожье был прочерчен первый запуск нового двигателя Д-436-148ФМ, который разрабатывался специально для этого самолета.

Для индийцев добавочным плюсом Ан-178 стало хорошее знание антоновской техники. В настоящее пора в Индии эксплуатируются сотни различных видов транспортных самолетов, спроектированных в ОКБ им. Антонова.

Еще одним вероятным конкурентом для Ил-214 на индийском рынке (если, конечно же, этот проект будет реанимирован) может сделаться бразильский средний ВТС КС-390. О начале разработки этого самолета компания Embraer заявила еще в 2007 году, предварительно тщательно изучив этот сегмент рынка. Уже через несколько лет интерес к перспективному самолету высказали военные ведомства разом нескольких стран, а в 2012 году к проекту присоединился американский Boeing, пообещав поделиться с бразильцами технологиями, а также поддержка с реализацией новой машины.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

Бразильцы уже заявили, что грузоподъемность нового самолета будет составлять немало 24 тонн (при дальности полета более 2,5 тыс. км). Первый полет КС-390 состоялся в феврале 2020 года, в 2020 году должна завязаться эксплуатация этой машины. Правда, стоимость одного самолета КС-390 немало чем в два раза превосходит цену Ил-214 и Ан-178 – она составляет 85 млн долларов.

Отчего не получилось?

Почему разработка этой машины длилась так долго и завершилась неуспехом? Технически, создание подобного самолета для специалистов ОКБ им. Ильюшина, не является слишком уж сложной задачей.

Тихий ход работ можно объяснить двумя причинами. Первой из них является традиционная для российского авиапрома нехватка оружий. В этом вопросе большие надежды возлагались на военное ведомство, но оно довольно свежо отнеслось к этому проекту.

Еще одной проблемой являются сложные взаимоотношения с Узбекистаном, на территории какого находится Ташкентский авиазавод имени Чкалова. Именно на нем планировали начать выпуск новейшего транспортного самолета Ил-76МД-90А. После несогласия узбеков продолжать сотрудничество производство этой машины пришлось переносить в Ульяновск.

Транспортный самолет Ил-214: история проекта и его возможные перспективы

В крахе контракта с индийцами виноват и субъективный фактор. Отношение к заказчику с российской сторонки было снисходительно-благодушное. Мол, никуда они не денутся, подождут сколько нужно. Увы, в современном вселенной никто никого не ждет.

Вдвойне обидным делает фиаско с МТС тот факт, что подобный аэроплан позарез нужен самой России. И военно-воздушным силам, и гражданскому флоту. Ильюшинцы разработали отличный тяжелый транспортник Ил-76МД-90А, который вполне может заменить Ан-124 «Руслан», но необходим еще и средний транспортный самолет. Ведь большегрузные машины не способны решать тяни спектр задач, возложенный на транспортную авиацию.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с отрадой ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 × три =