The news is by your side.

Ту-2: наилучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

0 0

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Аэроплан Ту-2 – это фронтовой пикирующий бомбардировщик, созданный в СССР в канун Второй всемирный войны.

Данная боевая машина разрабатывалась в ЦКБ-29 НКВД – в знаменитой «туполевской шарашке», в какой под надзором всесильного ведомства Лаврентия Берии десятки советских инженеров основывали лучшие образцы советской техники. Кроме Туполева, в ЦКБ-29 работали Петляков, Королев, Мясищев, Стечкин. В этой самой «шарашке» был разработан еще одинешенек советский пикирующий бомбардировщик – знаменитый Пе-2.

За время серийного производства было создано несколько модификаций Ту-2, по своим характеристикам этот аэроплан можно назвать одним из лучших фронтовых бомбардировщиков своего времени.

Итого советская промышленность выпустила 2527 самолетов Ту-2, из них около 800 было изготовлено во пора войны.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

История создания

Работы над созданием пикирующих бомбардировщиков начались утилитарны сразу после окончания Первой мировой войны. Военных не устраивала точность бомбометания, кроме того, скорость полета новоиспеченных самолетов увеличивалась, что приводило к еще большим отклонениям бомб от точки прицеливания.

До изобретения управляемых боеприпасов оставалось еще несколько десятилетий, потому выход из сложившейся ситуации видели в применении новых методов бомбометания. Самым перспективным из них очутилось пикирование.

Разработка нового пикирующего бомбардировщика началась в СССР еще в 1936 году после направления Туполева на пост замначальника Главного управления авиационной промышленности страны. Конструктор имел большенный опыт работы над многомоторными цельнометаллическими самолетами: в 1932 году под его руководством был создан АНТ-25, на каком был совершен беспосадочный перелет в США через Северный полюс. До этого были самолеты ТБ-1 и ТБ-3, какие считались лучшими бомбардировщиками для своего времени.

Однако Андрею Николаевичу не дали трудиться спокойно: в 1937 году он был арестован, обвинен во вредительстве и контрреволюционном заговоре. Его осудили на пятнадцать лет станов. В то время таких как конструктор Туполев не отправляли на лесоповал: НКВД создал несколько затворённых конструкторских бюро, в которых инженеры-заключенные работали над различными проектами.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

В 1939 году перед конструкторами была поставлена задача создать морской пикирующий бомбовоз, способный эффективно поражать корабли противника в море и в местах базирования. По своим характеристикам (вышина и скорость полета) новый самолет не должен был уступать истребителям того поре, дальность его полета должна быть достаточна, чтобы нанести бомбовый удар по основной базе английского флота на Скапа-Флоу. Первоначально работы шли над двумя вариантами самолета: с четырьмя и двумя двигателями. Было зачислено решение остановиться на проекте бомбардировщика с двумя двигателями, он получил обозначение «аэроплан 103» или «изделие 58».

В 1940 году был изготовлен эскизный вариант машины, первоначально на аэроплан планировали устанавливать моторы жидкостного охлаждения М-120ТК или АМ-35А. Однако во время первого испытательного полета в январе 1941 на бомбовозе стоял другой двигатель водяного охлаждения — АМ-37 (1400 л.с).

Во время испытательного полета новоиспеченный самолет продемонстрировал блестящие показатели – скорость 650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Этот итог настолько впечатлил разработчиков, что они не сразу доложили о нем Сталину. Только после добавочной проверки всех характеристик доклад был отправлен руководству. Машина была рекомендована к серийному выпуску.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

После нападения Германии на СССР нужда бомбить Англию отпала, однако такой пикировщик был позарез необходим на фронте. Несмотря на позитивные результаты испытаний, «изделие 103» так и не было запущено в серию. Дело в том, что двигатель АМ-37 еще не был готов: конструкторам пришлось переделывать машину под двигатель М-82.

Лишь в декабре 1941 года в воздух поднялась новая модификация самолета «103-У» с двигателями М-82. Серийное производство самолета завязалось в марте 1942 года, в это же время первые машины стали отправлять на фронт. Войсковые испытания Ту-2 завершились в сентябре того же года, пилоты отмечали высокие летно-технические характеристики самолета и его надежность. Ту-2 мог разогнаться до скорости 547 км/ч, его потолок составлял 9,5 тыс. метров, с перегрузом он мог хватать на борт до 3 тонн бомб.

Казалось бы, что после удачных испытаний должно завязаться массовое производство, однако происходит обратное: выпуск Ту-2 на заводе № 166 был приостановлен, предприятию было предписано организовать на своих мощностях серийный выпуск истребителей Як. Это решение выглядит нелогичным, но, видимо, в тот период истребители на фронте были необходимее, чем пикирующие бомбардировщики. Всего было выпущено 80 бомбардировщиков.

Только летом 1943 года сходит постановление ГКО о возобновлении производства Ту-2. Новый самолет получил литеру «С» в обозначении, и он гораздо отличался от машин, которые сходили с конвейера в 1942 году. Ту-2С получил новоиспеченные двигатели АШ-82ФН, которые имели улучшенную тягу, но и отличались от прежних моторов вящим весом и лобовым сопротивлением, что уменьшило скорость машины. Было усилено оборонительное вооружение бомбовоза: пулеметы ШКАС заменили на 12,7-мм УБС. Ту-2С мог принимать во внутренний бомбоотсек бомбы калибром 1 тыс. кг и использовать их во пора бомбометания с пикирования.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Не менее важно было и другое: Туполев значительно доработал собственный самолет в плане технологичности и простоты конструкции. Затраты на выпуск одной машины сократились на 20%, что архиважно для условий военного поре. Ту-2С можно было очень быстро переделать в торпедоносец или самолет-разведчик.

По основным характеристикам Ту-2 превосходил иной советский пикировщик Пе-2. Боевая нагрузка туполевского самолета в три раза больше, чем у машины Петлякова. Его оборонительное вооружение было немало мощным, Ту-2 имел дальность полета вдвое больше, чем Пе-2 и к тому же отличался немало высокими пилотажными качествами. Скорость обоих самолетов были примерно равновеликой. Массовое поступление Ту-2 в войска началось только в начале 1944 года.

Серийно аэроплан выпускался до 1952 года. Ту-2 активно поставлялся на экспорт. Его использовали ВВС Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и Китая. В КНР этот аэроплан использовался до 1982 года.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Описание конструкции

Ту-2 — это цельнометаллический высокоплан с двумя моторами, двухкилевым хвостовым оперением и убирающимся шасси. Различные модификации самолета отличались только вооружением, типом двигателей и составом оборудования.

Экипаж Ту-2 заключался из четырех человек: стрелка, стрелка-радиста, пилота и штурмана-бомбардира. Иногда в его состав входило три или пять человек. Пункты для членов экипажа были защищены бронеплитами, которые были способны вынести попадание 20-мм снарядов.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Конструкционно фюзеляж самолета делился на три части: носовую, центральную и хвостовую. В назализованный части располагалась кабина пилота и штурмана. В центральной части фюзеляжа был бомбовый отсек, закрытый створками. Бомбоотсек жестко соединялся с центропланом. В правой створке был специальный люк для бомбоприцела ОПБ-1Д.

Хвостовой отсек состоял из шпангоутов и гладкой обшивки. В нем располагалось пункт для стрелка-радиста, верхняя и нижняя огневая установка. В задней части отсека была камера хвостового колеса.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Фюзеляж и центроплан самолета были герметизированы, что повышало аэродинамические характеристики бомбовоза.

Крыло Ту-2 — кессонной конструкции, оно состояло из центроплана и консолей. Несущая конструкция центроплана заключалась из лонжеронов и неврюр, она крепилась к фюзеляжу с помощью угольников. Крыло оснащалось закрылками и элеронами.

Аэроплан был оснащен весьма популярным в то время двухкилевым хвостовым оперением. Обшивка рулей – матерчатая.

Ту-2 имел трехстоечное шасси с хвостовым колесом. Основные колеса имели одну стойку, одно колесо, они убирались в мотогондолы в сторонку хвоста самолета. Уборка шасси – гидравлическая (аварийная уборка – пневматическая).

Аэроплан Ту-2 был оснащен двумя системами управления – основной и вспомогательной. Основной контур был представлен жесткими механическими тягами, с поддержкой которых происходило управление элеронами и рулями. Вспомогательный контур воздействовал на триммеры, систему выпуска шасси, тормоза основных колес, створки бомболюка, блокировку хвостового колеса.

Ту-2 был вооружен двумя недвижимыми 20-мм пушками ШВАК, расположенными в центроплане около фюзеляжа. Боекомплект каждого орудия заключался из 150 снарядов. Для защиты от истребителей Ту-2 имел верхнюю огневую установку штурмана, верхнюю установку стрелка-радиста и нательную огневую установку стрелка. Каждая из них была оснащена 12,7-мм пулеметом Березина.

Аэроплан мог нести до 3 тонн бомб (в бомбоотсеке и на внешних подвесках). Бомбометание могло производиться как с горизонтального полета, так и с пикирования.

Модификация Ту-2С оснащалась звездообразными двигателями АШ-82ФН. Это был первоначальный серийный советский авиационный двигатель с инжекторной подачей топлива. Топливо размещалось в четырнадцати баках, накрытых комбинированным протектором. Их общая емкость составляла 2880 литров. Надтопливное пространство баков заполнялось выхлопными газами из правого двигателя, что существенно повысило пожарную безопасность самолета.

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

На Ту-2 был введён автомат пикирования АП-3, позже он был заменен на более совершенный АП-3М. Из пикирования самолет сходил с перегрузкой 3,5–4 g.

Модификации

Ту-2. Самолет оснащался двигателями М-82 (1700 л. с.), М-82Ф и М-82ФН. В конструкции самолета использовалось дерево. Стрелковое вооружение было представлено двумя пушками ШВАК (калибр 20 мм) и тремя 12,7-мм пулеметами. Доля машин отличалась от стандарта: она была вооружена двумя пушками ШВАК, двумя 12,7-мм пулеметами БС и тремя пулеметами ШКАС. Бомбовая нагрузка — 1 тыс. кг (максимальная — 2 тыс. кг). Экипаж — четыре человека, итого было выпущено 81 машина.

Ту-2С. На этой модификации устанавливали двигатели АШ-82ФН. Пулеметы ШКАС бывальщины заменены пулеметами УБТ. Масса бомбовой нагрузки возросла до 3 тыс. кг. Выпуск начался в 1943 году, итого было изготовлено 2423 машины.

Ту-2Р. Самолет-разведчик. Построено тринадцать самолетов.

УТу-2. Учебная модификация самолета с двойным управлением. Итого было выпущено 23 машины.

УТБ. Учебная модификация самолета с двигателями АШ-21 (700 л. с.).

Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Характеристики

Ниже представлены основные характеристики самолета Ту-2:

размах покрывала — 18,86 м;
длина — 13,8 м;
высота — 4,55 м;
двигатель — 2 х АШ-82ФНВ;
мощность — 2 х 1850 л. с.;
макс. скорость — 550 км/ч;
утилитарная дальность — до 2500 км;
максимальная скороподъемность — 588 м/мин;
практический потолок — 9500;
экипаж — 4 чел.

Если у вас возникли проблемы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

три + 15 =