The news is by your side.

Военно-транспортный аэроплан Ил-76

0 0

Тактико-технические характеристики
Преимущества и недостачи
Вооружение самолёта
Модификации на базе Ил-76

При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбовозы. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах собственно они чаще всего становятся востребованными.

Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, — все это становится значительной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким сделался советский самолет Ил 76.

Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему вселенной. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.

История разработки военно-транспортного аэроплана Ил-76

Военно-транспортный самолет Ил-76

Выход Ил-76 на взлетно-посадочную полосу

Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было возложено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.

С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную размер. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.

Первоначальный полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на интернациональной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первоначальный образец которого был готов уже в 1973.

По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За тяни период использования было построено около тысячи самолетов, из которых немало сотни пошли на экспорт.

Особенности конструкции самолета

Военно-транспортный самолет Ил-76

Строение и комплектация Ил-76

Ил 76 относится к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, есть пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.

Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:

двухэтажная кабина экипажа в верхней назализованный части фюзеляжа;
грузовое отделение;
кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.

В фюзеляже предусмотрено несколько люков для сервисы самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Есть рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.

Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, запоздалее Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.

Вспомогательная силовая установка — ТА-6А размещена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период лагеря, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.

Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на пора полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Основные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.

Гидросистема

Военно-транспортный самолет Ил-76

Применение Ил-76 в тушении пожаров

Гидросистема самолета назначена для следующих целей:

управление шасси;
поворот и торможение колес;
управление закрылками и предкрылками;
регулирование спойлерами и тормозными щитками;
открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.

В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, самостоятельные друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из каких связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой доли кабины экипажа у бортинженера.

Топливная система

Топливная система самолета назначена для хранения и подачи горючего в двигатели.

Состоит из:

топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.

Топливная система Ил-76 заключается из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для труды с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и править системой. Максимальное количество топлива — 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.

Противопожарная система и система НГ

Военно-транспортный самолет Ил-76

Грузовая кабина Ил-76

Противопожарная система Ил-76 вводит стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, вводя двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.

Для стационарного тушения пожаров есть три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и извне самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.

Система нейтрального газа (НГ) назначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае нужды он создает взрывоподавляющую защиту.

Система электроснабжения

Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 — СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе слиты четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для любого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.

Резервный ключ тока — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае несогласия основного электроснабжения.

В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, усилие однофазного тока — 115 В.

Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже заключается из двух подсистем. Основные источники — четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в беспрерывный. Вспомогательный источник — стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники — четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.

Основные ключи переменного трехфазного тока в 36 В — два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное стол — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.

Светотехническое оборудование

Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:

кабина и пролетарии места;
грузовая кабина;
хвостовая часть самолета;
служебные отсеки и хвостовое оперение;
посадочные фары;
внутренняя сигнализация;
аэронавигационные пламена.

Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответственные задачи —  от перевозки пассажиров и до десантирования.

Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким ключам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.

Приборное оборудование

Военно-транспортный самолет Ил-76

Кабина пилотов Ил-76

Приборное оборудование аэроплан включает следующие комплектующие:

система полного и статического давления;
анероидно-мембранные приборы (АМП);
два комплекта систем воздушных сигналов;
центральная система воздушных сигналов скорости и вышины ЦСВ-3М-1Б;
корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.

Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета смыслов: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы дефиниции пространственного положения самолета.

К таковым относятся:

центральная гироскопическая вертикаль;
блок сравнения гировертикалей;
сигнализатор нарушения столы;
указатель крена и тангажа;
выключатель коррекции;
авиагоризонт;
электрические указатели заворота;
магнитный компас.

Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров позе, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание необходимого положения при десантировании.

Кислородное оборудование

Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров незапятнанным воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при рослом задымлении.

Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.

Навигационное оборудование

Навигационное оборудование представлено буквальной курсовой системой ТКС-П. Назначение — определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные оружия.

Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов наклона, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае нужды).

БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)

Бортовая система регистрации порядков полета МСРП-64М-2 — это то, что условно называют «черным ящиком». Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.

БСОК заключается из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Дешифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».

Система самодействующего управления

Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Вводит в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.

Канал наклона учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает поза самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.

Радиотехническое и радионавигационное оборудование

Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено вытекающими компонентами:

РЛС для переднего обзора КП-3А;
самолетное переговорное устройство СПУ-8;
громкоговорящее конструкция СГУ-15;
аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
два комплекта радиостанции Р-862;
аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;
голосовой информатор РИ-65;
самописец МС-61Б;
дозиметр ДП-3Б;
два комплекта самодействующего радиокомпаса АРК-15М;
радиокомпас АРК-У2;
радиосистема ближней и дальней навигации РСБН-7С и А-711;
радиодальномер СДК-67;
аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2;
самолетные ответчики СОМ-64 и СО-70;
два комплекта радиовысотомера небольших высот РВ-5;
доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М;
система предупреждения об облучении СПО-10;
навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»;
правящий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А».

Все эти системы обеспечивают внутреннее управление и взаимодействие членов экипажа, а также внешнюю связь самолета.

Тактико-технические характеристики

Военно-транспортный самолет Ил-76

Десантирование с Ил-76

С учетом показателей различных модификаций, в Ил 76 технические характеристики представлены вытекающими цифрами:

грузоподъемность — 28-60 т;
дальность перелета при максимальной загрузке — 3600-4200 км;
крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
грузовая кабина, длина-ширина-высота — 24,5х3,46х3,4 м;
длина разгона при взлете — 1500-2000 м, при посадке — до 1000 м;
размер экипажа — 7 человек.

ТТХ Ил 76 позволяют транспортировать до 225 пассажиров в двухпалубном варианте или обеспечить сброс 126 десантников. Грузоподъемность обеспечивает десантирование до четырех колов военной техники или трех единиц с сопровождающим десантом до 21 человека. Габариты самолета позволяют вмещать любую технику воздушно-десантных армий, а также большинство видов техники мотострелковых подразделений.

Преимущества и недостатки

Военно-транспортный самолет Ил-76

Десантирование техники с Ил-76

Преимущества Ил-76 сформулированы в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих краях мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный этап эксплуатации.

Из достоинств выделяют бортовые системы безопасности, в частности, противопожарную систему. Экспортная стоимость Ил-76 выросла в разы после аварийной посадки самолета при убранном шасси, не приведшей к возгоранию.

К недостачам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все вяще требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве штатской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.

Вооружение аэроплана

Защита Ил-76 представлена системой 9-А-503, состоящей из кормовой двухпушечной установки ГШ-23. Управление огнем обеспечивается с пункты стрелка, прицеливание — соответствующими оптическими системами или радиолокационными прицелами «Криптон».

Отдельный самолеты оснащались станциями активных помех «Сирень» и дополнительными автоматами выброса дипольных отражателей АПП-50Р. Также вероятна установка свободнопадающих бомб весом до 500 кг или радиомаяков.

Модификации на базе Ил-76

Военно-транспортный самолет Ил-76

Заключительная модификация Ил-76МД-90А

Ил-76 имеет множество модификаций, ориентированных на самые разные цели. Так, Ил 76М получил повышенную грузоподъемность и усиление фюзеляжа. Ил 76Т — транспортная модификация, рассчитанная на транспортирования пассажиров с полностью демонтированным вооружением.

Из узкоспециализированных вариантов выделяют:

Ил-76МД — для тушения пожаров;
Ил-76МДК назначен для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
Ил-76П — более модернизированный противопожарный самолет;
Ил-76ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний новоиспеченных двигателей.

В начале 2000-х был поднят вопрос о значительной модернизации Ил-76. На его основе была спроектирована модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) с немало экономичными двигателями ПО-90А-76.

Проект предусматривает следующие летно-технические характеристики:

длина итого самолета — 46,6 м;
размах крыла — 50,5 м;
высота — 14,7 м;
допустимая взлетная масса — до 210 т;
грузоподъемность — до 60 т;
крейсерская скорость — 780-850 км/ч;
минимальная скорость для обозрения и десантирования — 220 км/ч;
дальность перелета — от 4000 до 8500 км, в зависимости от загрузки, порожний перегон — до 9700 км;
длина разбега на взлет — 2150 м по бетонной полосе;
экипаж — 5 человек;
число десантников — 126 человек;
срок службы — 30 лет, 10 тыс. посадок или 30 тыс. летного поре.

Первый самолет Ил 76МД 90А был построен в 2011 году, а в 2012 совершил первый полет. Серийное производство завязалось в следующем году. К середине 2020 собрано три самолета. Контракт с Министерством обороны рассчитан на 39 колов.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с отрадой ответим на них
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пятнадцать + 9 =